VT Family - шаблон joomla Продвижение

Что такое мелкая моторика и как ее развивать?

Что такое мелкая моторика и как ее развивать?

Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника.

Начинать развитие мелкой моторики необходимо с самого раннего детства.

Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики

Существует множество игр, занятий и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы:

  • пальчиковые игры
  • игры с мелкими предметами1
  • лепка и рисование
  • массаж пальчиков    

Предлагаем наиболее простые и эффективные игры:

1. Пальчиковая гимнастика (пальчиковые игры)

 Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук (стихи, потешки).

2. Разрывание бумаги
Пусть ребенок рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а потом наклеит вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться интересный коллаж.   

3. Перелистывание страниц
Перелистывание страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала также способствует развитию мелкой моторики.

4. Игры с пуговицами

Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок и попросите малыша сделать такой же. После предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т.д.  

23

5. Игры с сыпучими материалами

Эти игры хорошо развивают мелкую моторику и тактильные ощущения.

  • Насыпаем в емкости горох, фасоль или разные крупы. Дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из емкостей. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. Закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему емкость. Пусть попробует найти этот предмет.
  • Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.

Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Ребенок проводит пальцем по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте ему самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы. Начать можно с простых фигур – линии, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание/

  • В «сухой бассейн» помещаем  горох и бобы. Ребенок запускает в него руку и старается наощупь определить и достать только горох или только бобы. 

5. Горошина
Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.

6. Завинчивание крышек
Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите ребенку сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.

7. Застегивание, расстегивание и шнуровка4
Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.

8. Лепка
Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Детям очень нравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

9. Рисование и раскрашивание
 Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить ребенку специальную доску, чтобы он мог спокойно рисовать.

Изобразительная деятельность также может применяться с использованием нетрадиционных материалов и техник и способствует развитию у ребёнка:

  • Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;5
  • Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • Внимания и усидчивости;
  • Мышления;
  • Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, а также развитию детского изобразительного творчества.

10. Собирание мозаик и паззлов
Помимо мелкой моторики паззлы и мозаики тренируют воображение.

11. Вырезание
Купите ребенку детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление.

6

Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.

Консультацию подготовила: воспитатель Кагилева М.В.

 

Последнее изменениеСреда, 21 Октябрь 2015 20:45
  • Оцените материал
    (0 голосов)
  • Опубликовано в Кагилева
  • Прочитано 386 раз
Другие материалы в этой категории: Нетрадиционная техника рисования »

Оставить комментарий

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
Наверх
web-chitalka.com