VT Family - шаблон joomla Продвижение

образовательная программа 001

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

ВОЗРАСТНЫЕ КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ, НА КОТОРЫЕ ОРИЕНТИРОВАНА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В организации образовательного процесса максимально учитываются возрастные характеристики детей  дошкольного (с 3 до 7 лет) возраста, данные авторами комплексной программы «Детство»  под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др., _ СПб, ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2014 г., разработанной на основе и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет)

Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд ( в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально­-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Младший дошкольный возраст (3-4 года).  На рубеже трех лет любимым выражением  ребёнка  становится  «Я  сам!».  Отделение  себя  от  взрослого  и вместе с тем желание быть как взрослый —  характерное противоречие кризиса трех лет.

Эмоциональное  развитие  ребёнка  этого  возраста  характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю,  доброжелательное  отношение  к  окружающим,  сверстникам. Ребёнок  способен  к  эмоциональной  отзывчивости  —  он  может  сопереживать другому ребенку.

В  младшем  дошкольном  возрасте  поведение  ребёнка  непроизвольно, действия  и  поступки  ситуативны,  их  последствия  ребёнок  чаще  всего  не представляет,  нормативно  развивающемуся  ребенку  свойственно  ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему.

Дети  3—4  лет  усваивают  элементарные  нормы  и  правила  поведения, связанные  с  определёнными  разрешениями  и  запретами  («можно»,  «нужно», «нельзя»). В 3 года ребёнок идентифицирует себя с представителями своего пола. В этом  возрасте  дети  дифференцируют  других  людей  по  полу,  возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. У развивающегося трёхлетнего человека есть все возможности овладения навыками  самообслуживания  (становление  предпосылок  трудовой деятельности)  —  самостоятельно  есть,  одеваться,  раздеваться,  умываться, пользоваться  носовым  платком,  расчёской,  полотенцем,  отправлять  свои естественные  нужды.  К  концу  четвёртого  года  жизни  младший  дошкольник овладевает  элементарной  культурой  поведения  во  время  еды  за  столом  и умывания  в  туалетной  комнате.  Подобные  навыки  основываются  на определённом  уровне  развития  двигательной  сферы  ребёнка,  одним  из основных  компонентов  которого  является  уровень  развития  моторной координации.

В этот период высока потребность ребёнка в движении (его двигательная активность  составляет  не  менее  половины  времени  бодрствования).  Ребёнок начинает  осваивать  основные  движения,  обнаруживая  при  выполнении физических  упражнений  стремление  к  целеполаганию  (быстро  пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.). Накапливается  определённый  запас  представлений  о  разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о  себе самом. В  этом  возрасте  у  ребёнка  при  правильно  организованном  развитии  уже должны  быть  сформированы  основные  сенсорные  эталоны.  Он  знаком  с основными  цветами  (красный,  жёлтый,  синий,  зелёный).  Трехлетний  ребенок способен  выбрать  основные  формы  предметов  (круг,  овал,  квадрат, прямоугольник,  треугольник)  по  образцу,  допуская  иногда  незначительные ошибки.  Ему  известны  слова  больше,  меньше,  и  из  двух  предметов  (палочек, кубиков, мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший.

В  3  года  дети  практически  осваивают  пространство  своей  комнаты (квартиры),  групповой комнаты  в  детском  саду,  двора,  где  гуляют,  и  т.  п.  На основании  опыта  у  них  складываются  некоторые  пространственные представления  (рядом,  перед,  на,  под).  Освоение  пространства  происходит одновременно  с  развитием  речи:  ребёнок  учится  пользоваться  словами, обозначающими пространственные отношения (предлоги и наречия).Малыш  знаком  с  предметами  ближайшего  окружения,  их  назначением (на стуле сидят, из чашки пьют и т. п.), с назначением некоторых общественно-бытовых  зданий  (в  магазине,  супермаркете  покупают  игрушки,  хлеб, молоко, одежду,  обувь);  имеет  представления  о  знакомых  средствах  передвижения (легковая машина, грузовая машина, троллейбус, самолёт, велосипед и т. п.), о некоторых  профессиях  (врач,  шофёр,  дворник),  праздниках  (Новый  год,  День своего  рождения),  свойствах  воды,  снега,  песка  (снег  белый,  холодный,  вода тёплая  и  вода  холодная,  лёд  скользкий,  твёрдый;  из  влажного  песка  можно лепить,  делать  куличики,  а  сухой  песок  рассыпается);  различает  и  называет состояния погоды (холодно, тепло, дует ветер, идёт дождь). На четвёртом году жизни ребенок различает по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи, знает  два-три  вида  птиц,  некоторых  домашних  животных,  наиболее  часто встречающихся насекомых.

Внимание  детей  четвёртого  года  жизни  непроизвольно.  Однако  его устойчивость  зависит  от  интереса  к  деятельности.  Обычно  ребенок  этого возраста может сосредоточиться в течение 10—15 мин, но привлекательное для него  дело  может  длиться  достаточно  долго.  Память  детей  непосредственна, непроизвольна  и  имеет  яркую  эмоциональную  окраску.  Дети  сохраняют  и воспроизводят только ту информацию, которая остаётся в их памяти без всяких внутренних  усилий  (понравившиеся  стихи  и  песенки,  2-3  новых  слова, рассмешивших или  огорчивших его). Мышление трёхлетнего ребёнка является наглядно-действенным:  малыш  решает  задачу  путём  непосредственного действия  с  предметами  (складывание  матрёшки,  пирамидки,  мисочек, конструирование  по  образцу  и  т. п.).  В  3  года  воображение  только  начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре. Малыш действует с одним предметом  и  при  этом  воображает  на  его  месте  другой:  палочка  вместо ложечки, камешек вместо мыла, стул — машина для путешествий и т. д.

В  младшем  дошкольном  возрасте  ярко  выражено  стремление  к деятельности. Взрослый для ребёнка  —  носитель определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры.  Дети  овладевают  игровыми  действиями  с  игрушками  и  предметами-заместителями,  приобретают  первичные  умения  ролевого  поведения.  Игра ребёнка первой половины четвёртого года жизни  —  это скорее игра рядом, чем вместе.  В  играх,  возникающих  по  инициативе  детей,  отражаются  умения, приобретённые  в  совместных  со  взрослым  играх.  Сюжеты  игр  простые, неразвёрнутые, содержащие одну-две роли. Неумение  объяснить  свои  действия  партнёру  по  игре,  договориться   с ним,  приводит  к  конфликтам,  которые  дети  не  в  силах  самостоятельно разрешить. Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно к  4  годам  ребёнок  начинает  согласовывать  свои  действия,  договариваться  в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения.

В  3—4  года  ребёнок  начинает  чаще  и  охотнее  вступать  в  общение  со сверстниками  ради  участия  в  общей  игре  или  продуктивной  деятельности.

Однако ему всё ещё нужны поддержка и внимание взрослого.

Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь  младшего  дошкольника  состоит  в  основном  из  слов,  обозначающих предметы  обихода,  игрушки,  близких  ему  людей.  Ребёнок  овладевает грамматическим  строем  речи,  начинает  использовать  сложные  предложения.

Девочки  по  многим  показателям  развития  (артикуляция,  словарный  запас, беглость  речи,  понимание  прочитанного,  запоминание  увиденного  и услышанного) превосходят мальчиков.

В  3—4  года  в  ситуации  взаимодействия  с  взрослым  продолжает формироваться  интерес  к  книге  и  литературным  персонажам.  Круг  чтения ребёнка  пополняется  новыми  произведениями,  но  уже  известные  тексты  по-прежнему вызывают интерес.

Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением  и  меняется  по  ходу  работы,  происходит  овладение изображением  формы  предметов.  Работы  чаще  всего  схематичны,  поэтому трудно  догадаться,  что  изобразил  ребёнок.  Конструирование  носит процессуальный  характер.  Ребёнок  может  конструировать  по  образцу  лишь элементарные предметные конструкции из двух-трёх частей.

Музыкально-художественная  деятельность  детей  носит непосредственный  и  синкретический  характер.  Восприятие  музыкальных образов  происходит  при  организации  практической  деятельности  (проиграть сюжет,  рассмотреть  иллюстрацию  и  др.).  Совершенствуется  звукоразличение, слух:  ребёнок  дифференцирует  звуковые  свойства  предметов,  осваивает звуковые  предэталоны  (громко  —  тихо,  высоко  —  низко  и  пр.).  Начинает проявлять  интерес  и  избирательность  по  отношению  к  различным  видам музыкально-художественной  деятельности  (пению,  слушанию,  музыкально-ритмическим движениям).

Средний  дошкольный  возраст  (4-5  лет).  Дети  4–5  лет  всё  ещё  не осознают  социальные нормы и правила поведения, однако у них уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо и не надо себя вести. Как  правило,  к  пяти  годам  дети  без  напоминания  взрослого  здороваются  и прощаются,  говорят  «спасибо»  и  «пожалуйста»,  не  перебивают  взрослого, вежливо  обращаются  к  нему.  Кроме  того,  они  могут  по  собственной инициативе  убирать  игрушки,  выполнять  простые  трудовые  обязанности, доводить дело до конца. В этом возрасте у детей появляются представления о том,  как  положено  себя  вести  девочкам,  и  как  —  мальчикам.  Дети  хорошо выделяют  несоответствие нормам  и  правилам не  только  в  поведении другого, но и в своём собственном. Таким образом, поведение ребёнка 4—5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3—4 года, хотя в некоторых ситуациях ему  всё  ещё  требуется  напоминание  взрослого  или  сверстников  о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил.

В  этом  возрасте  детьми  хорошо  освоен  алгоритм  процессов  умывания, одевания,  купания,  приёма  пищи,  уборки  помещения.  Дошкольники  знают  и используют  по  назначению  атрибуты,  сопровождающие  эти  процессы:  мыло, полотенце,  носовой  платок,  салфетку,  столовые  приборы.  Уровень  освоения культурно-гигиенических  навыков  таков,  что  дети  свободно  переносят  их  в сюжетно-ролевую игру.

К  4—5  годам  ребёнок  способен  элементарно  охарактеризовать  своё самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания. Дети  имеют  дифференцированное  представление  о  собственной гендерной принадлежности, аргументируют её по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня  короткая причёска»). К пяти годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространённых мужских и женских  профессий,  о  видах  отдыха,  специфике  поведения  в  общении  с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах.

К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребёнка с окружающими,  которые  были  связаны  с  кризисом  трех  лет  (упрямство, строптивость,  конфликтность  и  др.),  постепенно  уходят  в  прошлое,  и любознательный ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей,  мир  человеческих  отношений.  Лучше  всего  это  удается  детям  в  игре.

Дети  4—5  лет  продолжают  проигрывать  действия  с  предметами,  но  теперь внешняя  последовательность  этих  действий  уже  соответствует  реальной действительности:  ребёнок  сначала  режет  хлеб  и  только  потом  ставит  его  на стол  перед  куклами  (в  раннем  и  в  самом  начале  дошкольного  возраста последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре дети называют  свои  роли,  понимают  условность  принятых  ролей.  Происходит разделение  игровых  и  реальных  взаимоотношений.  В  4—5  лет  сверстники становятся  для  ребёнка  более  привлекательными  и  предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый.

В  возрасте  от  4  до  5  лет  продолжается  усвоение  детьми  общепринятых сенсорных  эталонов,  овладение  способами  их  использования  и совершенствование обследования  предметов.  К пяти  годам  дети, как правило, уже  хорошо  владеют  представлениями  об  основных  цветах,  геометрических формах  и  отношениях  величин.  Ребёнок  уже  может  произвольно  наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в  этом  возрасте  постепенно  становится  осмысленным,  целенаправленным  и анализирующим.

В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется  практического  манипулирования  с  объектом,  но  во  всех  случаях ребёнку  необходимо  отчётливо  воспринимать  и  наглядно  представлять  этот объект. Внимание становится всё более устойчивым, в отличие от возраста трех лет  (если  ребёнок  пошёл  за  мячом,  то  уже  не  будет  отвлекаться  на  другие интересные  предметы).  Важным  показателем  развития  внимания  является  то, что  к  пяти  годам  появляется  действие  по  правилу  —  первый  необходимый элемент  произвольного  внимания.  Именно  в  этом  возрасте  дети  начинают активно  играть  в  игры  с  правилами:  настольные  (лото,  детское  домино)  и подвижные  (прятки,  салочки).  В  среднем  дошкольном  возрасте  интенсивно развивается память ребёнка. В 5 лет он может запомнить уже 5—6 предметов (из 10—15), изображённых на предъявляемых ему картинках.

В  возрасте  4—5  лет  преобладает  репродуктивное  воображение, воссоздающее  образы,  которые  описываются  в  стихах,  рассказах  взрослого, встречаются  в  мультфильмах  и  т.д.  Элементы  продуктивного  воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании.

В  этом  возрасте  происходит  развитие  инициативности  и самостоятельности  ребенка  в  общении  со  взрослыми  и  сверстниками.  Дети продолжают  сотрудничать  со  взрослыми  в  практических  делах  (совместные игры,  поручения),  наряду  с  этим  активно  стремятся  к  интеллектуальному общению,  что  проявляется  в  многочисленных  вопросах  (почему?  зачем?  для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера.

Возможность  устанавливать  причинно-следственные  связи  отражается  в детских  ответах  в  форме  сложноподчиненных  предложений.  У  детей наблюдается  потребность  в  уважении  взрослых,  их  похвале,  поэтому  на замечания  взрослых  ребёнок  пятого  года  жизни  реагирует  повышенной обидчивостью.  Общение  со  сверстниками  по-прежнему  тесно  переплетено  с другими  видами  детской  деятельности  (игрой,  трудом,  продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.

Для  поддержания  сотрудничества,  установления  отношений  в  словаре детей  появляются  слова  и  выражения,  отражающие  нравственные представления:  слова  участия,  сочувствия,  сострадания.  Стремясь  привлечь внимание  сверстника  и  удержать  его  в  процессе  речевого  общения,  ребёнок учится  использовать  средства  интонационной  речевой  выразительности:

регулировать  силу  голоса,  интонацию,  ритм,  темп  речи  в  зависимости  от ситуации  общения.  В  процессе  общения  со  взрослыми  дети  используют правила  речевого  этикета:  слова  приветствия,  прощания,  благодарности, вежливой  просьбы,  утешения,  сопереживания  и  сочувствия.  Речь  становится более связной и последовательной.

С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением  роли  речи  (взрослого  и  самого  ребёнка)  в  управлении  поведением ребенка  становится  возможным  решение  более  сложных  задач  в  области безопасности. Но при  этом взрослому следует учитывать не сформированность волевых процессов, зависимость поведения ребёнка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении.

В  художественной  и  продуктивной  деятельности  дети  эмоционально откликаются  на  произведения  музыкального  и  изобразительного  искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные  эмоциональные  состояния  людей,  животных,  сказочных персонажей. Дошкольники  начинают  более  целостно  воспринимать  сюжеты  и понимать образы.

Важным  показателем  развития  ребёнка-дошкольника  является изобразительная  деятельность.  К  четырем  годам  круг  изображаемых  детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка  может  меняться  по  ходу  изображения.  Дети  владеют  простейшими техническими  умениями  и  навыками.  Конструирование  начинает  носить характер  продуктивной  деятельности:  дети  замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов её исполнения.

Старший  дошкольный  возраст  (5-6  лет).  Ребёнок  5—6  лет  стремится познать  себя  и  другого  человека  как  представителя  общества,  постепенно начинает  осознавать  связи  и  зависимости  в  социальном  поведении  и взаимоотношениях людей.

В  этом  возрасте  в  поведении  дошкольников  происходят  качественные изменения  —  формируется  возможность  саморегуляции,  дети  начинают предъявлять  к  себе  те  требования,  которые  раньше  предъявлялись  им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки,  наводить порядок в комнате  и  т.п.).  Это  становится  возможным  благодаря  осознанию  детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.

В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о  себе.  Эти  представления  начинают  включать  не  только  характеристики, которыми  ребёнок  наделяет себя  настоящего  в данный  отрезок  времени,  но  и качества,  которыми  он  хотел  бы  или,  наоборот,  не  хотел  бы  обладать  в будущем («Я хочу быть таким, как Человек-Паук», «Я буду, как принцесса» и т. д.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети  в  значительной  степени  ориентированы  на  сверстников,  большую  часть времени  проводят с  ними  в  совместных играх и беседах, их  оценки  и  мнения становятся  существенными  для  них.  Повышается  избирательность  и устойчивость  взаимоотношений  с  ровесниками.  Свои  предпочтения  дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре.

В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности  по  существенным  признакам  (женские  и  мужские качества,  особенности  проявления  чувств,  эмоций,  специфика  гендерного поведения).

Существенные  изменения  происходят  в  игровом  взаимодействии,  в котором  существенное  место  начинает  занимать  совместное  обсуждение правил игры. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»).

Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего  возникает  ещё  по  ходу  самой  игры.  Усложняется  игровое  пространство (например, в игре «Театр» выделяются сцена и гримёрная). Игровые действия становятся разнообразными.

Вне  игры  общение  детей  становится  менее  ситуативным.  Они  охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно  слушают  друг  друга,  эмоционально  сопереживают  рассказам друзей.

Более совершенной становится крупная моторика. Ребёнок этого возраста способен  к  освоению  сложных  движений:  может  пройти  по  неширокой скамейке  и  при  этом  даже  перешагнуть  через  небольшое  препятствие;  умеет отбивать  мяч  о  землю  одной  рукой  несколько  раз  подряд.  Уже  наблюдаются различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков —  более порывистые, у девочек —  мягкие, плавные, уравновешенные), в общей конфигурации тела в зависимости от пола ребёнка.

К  пяти  годам  дети  обладают  довольно  большим  запасом  представлений об  окружающем,  которые  получают  благодаря  своей  активности,  стремлению задавать  вопросы  и  экспериментировать.  Ребёнок  этого  возраста  уже  хорошо знает  основные  цвета  и  имеет  представления  об  оттенках  (например,  может показать  два  оттенка  одного  цвета:  светло-красный  и  тёмно-красный).  Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов: например, расставить по порядку семь—десять тарелок  разной  величины  и  разложить  к  ним  соответствующее  количество ложек  разного  размера.  Возрастает  способность  ребёнка  ориентироваться  в пространстве.

Внимание  детей  становится  более  устойчивым  и  произвольным.  Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20—25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по  правилу,  которое  задаётся  взрослым.  Объём  памяти  изменяется  не существенно, улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства.

В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое  позволяет  ребёнку  решать  более  сложные  задачи  с  использованием обобщённых  наглядных  средств  (схем,  чертежей  и  пр.)  и  обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Возраст 5—6 лет можно  охарактеризовать  как  возраст  овладения  ребёнком  активным (продуктивным)  воображением,  которое  начинает  приобретать самостоятельность,  отделяясь  от  практической  деятельности  и  предваряя  её.

Образы  воображения  значительно  полнее  и  точнее  воспроизводят действительность.  Ребёнок  чётко  начинает  различать  действительное  и вымышленное.

Действия  воображения  —  создание и воплощение замысла  —  начинают складываться  первоначально  в  игре.  Это  проявляется  в  том,  что  прежде  игры рождается  её  замысел  и  сюжет.  Постепенно  дети  приобретают  способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.

На шестом году жизни ребёнка происходят важные изменения в развитии речи.  Для  детей  этого  возраста  становится  нормой  правильное  произношение звуков. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки  значений  слов,  многозначные  слова.  Словарь  детей  также  активно пополняется  существительными,  обозначающими  названия  профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.);  глаголами,  обозначающими  трудовые  действия  людей  разных  профессий, прилагательными  и  наречиями,  отражающими  качество  действий,  отношение людей к профессиональной деятельности. Дети учатся самостоятельно строить игровые  и  деловые  диалоги,  осваивая  правила речевого  этикета, пользоваться прямой  и  косвенной  речью;  в  описательном  и  повествовательном  монологах способны  передать  состояние  героя,  его  настроение,  отношение  к  событию, используя эпитеты и сравнения.

Круг  чтения  ребёнка  5—6  лет  пополняется  произведениями разнообразной  тематики,  в  том  числе  связанной  с  проблемами  семьи, взаимоотношений  со  взрослыми,  сверстниками,  с  историей  страны.  Он способен  удерживать  в  памяти  большой  объём  информации,  ему  доступно чтение с продолжением.

Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5—6  лет.  Это  связано  с  ростом  осознанности  и  произвольности  поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на  позицию  другого).  Развивается  прогностическая  функция  мышления,  что позволяет  ребёнку  видеть  перспективу  событий,  предвидеть  (предвосхищать) близкие  и  отдалённые  последствия  собственных  действий  и  поступков  и действий и поступков других людей.

В  старшем  дошкольном  возрасте  освоенные  ранее  виды  детского  труда выполняются  качественно,  быстро,  осознанно.  Становится  возможным освоение детьми разных видов ручного труда.

В  процессе  восприятия  художественных  произведений,  произведений музыкального  и  изобразительного  искусства  дети  способны  осуществлять выбор  того  (произведений,  персонажей,  образов),  что  им  больше  нравится, обосновывая  его  с  помощью  элементов  эстетической  оценки.  Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные  им  чувства  и  отношения,  различные  эмоциональные  состояния людей,  животных,  борьба  добра  со  злом.  Совершенствуется  качество музыкальной  деятельности.  Творческие  проявления  становятся  более осознанными  и  направленными  (образ,  средства  выразительности продумываются  и  сознательно  подбираются  детьми).  В  продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение).

Ребенок  на  пороге  школы  (6-7  лет)  обладает  устойчивыми  социально-нравственными  чувства  и  эмоциями,  высоким  самосознанием  и  осуществляет себя как субъект деятельности и поведения.

Мотивационная  сфера  дошкольников  6—7  лет  расширяется  за  счёт развития  таких  социальных  мотивов,  как  познавательные,  просоциальные (побуждающие  делать  добро),  самореализации.  Поведение  ребёнка  начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием  морально-нравственных  представлений  напрямую  связана  и возможность  эмоционально  оценивать  свои  поступки.  Ребёнок  испытывает чувство  удовлетворения,  радости,  когда  поступает  правильно,  хорошо,  и смущение,  неловкость,  когда  нарушает  правила,  поступает  плохо.  Общая самооценка  детей  представляет  собой  глобальное,  положительное недифференцированное  отношение  к  себе,  формирующееся  под  влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.

К  концу  дошкольного  возраста  происходят  существенные  изменения  в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого  возраста более богатая эмоциональная  жизнь,  их  эмоции  глубоки  и  разнообразны  по  содержанию.  С другой  стороны,  они  более  сдержанны  и  избирательны  в  эмоциональных проявлениях. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщённые эмоциональные  представления,  что  позволяет  им  предвосхищать  последствия своих  действий.  Это  существенно  влияет  на  эффективность  произвольной регуляции поведения —  ребёнок может не только отказаться от нежелательных действий  или  хорошо  себя  вести, но  и  выполнять  неинтересное  задание,  если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и  т.  п.  Благодаря  таким  изменениям  в  эмоциональной  сфере  поведение дошкольника  становится  менее  ситуативным  и  чаще  выстраивается  с  учётом интересов и потребностей других людей.

Сложнее  и  богаче  по  содержанию  становится  общение  ребёнка  со взрослым. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети,  кем  они  работают  и  т.  п.  Большую  значимость  для  детей  6—7  лет

приобретает  общение  между  собой.  Их  избирательные  отношения  становятся устойчивыми,  именно  в  этот  период  зарождается  детская  дружба.  Дети продолжают  активно  сотрудничать,  вместе  с  тем  у  них  наблюдаются  и конкурентные  отношения  —  в  общении  и  взаимодействии  они  стремятся  в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть  все  возможности  придать  такому  соперничеству  продуктивный  и конструктивный характер и избегать негативных форм поведения.

К семи годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной  ролью,  проявляют  стремление  к  усвоению  определённых  способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей.

К  6—7 годам ребёнок  уверенно  владеет культурой  самообслуживания и культурой здоровья. В  играх  дети  6—7  лет  способны  отражать  достаточно  сложные социальные  события  —  рождение  ребёнка,  свадьба,  праздник,  война  и  др.  В игре  может  быть  несколько  центров,  в  каждом  из  которых  отражается  та или иная  сюжетная  линия.  Дети  этого  возраста  могут  по  ходу  игры  брать  на  себя две  роли,  переходя  от  исполнения  одной  к  исполнению  другой.  Они  могут вступать  во  взаимодействие  с несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль.

Продолжается  дальнейшее  развитие  моторики  ребёнка,  наращивание  и самостоятельное  использование  двигательного  опыта.  Расширяются представления  о  самом  себе,  своих  физических  возможностях,  физическом облике.  Совершенствуются  ходьба,  бег,  шаги  становятся  равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребёнок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку.

По  собственной  инициативе  дети  могут  организовывать  подвижные  игры  и простейшие соревнования со сверстниками.

В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей  о  форме,  цвете,  величине  предметов.  Ребёнок  уже  целенаправленно, последовательно  обследует  внешние  особенности  предметов.  При  этом  он ориентируется  не  на  единичные  признаки,  а  на  весь  комплекс  (цвет,  форма, величина  и  др.).  К  концу  дошкольного  возраста  существенно  увеличивается устойчивость  непроизвольного  внимания,  что  приводит  к  меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит  от  её  привлекательности  для  него.  Внимание  мальчиков  менее устойчиво. В 6—7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно  запоминать  достаточно  большой  объём  информации.  Девочек отличает больший объём и устойчивость памяти.

Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже  на  стихийное  фантазирование  детей  младших  возрастов.  Несмотря  на то,  что  увиденное  или  услышанное  порой  преобразуется  детьми  до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются объективные  закономерности  действительности. Так,  например, даже  в самых фантастических  рассказах  дети  стараются  установить  причинно-следственные связи,  в  самых  фантастических  рисунках  —  передать  перспективу.  При придумывании  сюжета  игры,  темы  рисунка,  историй  и  т.  п.  дети  6—7  лет  не только  удерживают  первоначальный  замысел,  но  могут  обдумывать  его  до начала деятельности.

В  этом  возрасте  продолжается  развитие  наглядно-образного  мышления, которое  позволяет  ребёнку  решать  более  сложные  задачи  с  использованием обобщённых  наглядных  средств  (схем,  чертежей  и  пр.)  и  обобщённых представлений  о  свойствах  различных  предметов  и  явлений.  Действия наглядно-образного  мышления  (например,  при  нахождении  выхода  из нарисованного лабиринта) ребёнок этого возраста, как правило, совершает уже в  уме,  не  прибегая  к  практическим  предметным  действиям  даже  в  случаях затруднений.  Возможность  успешно  совершать  действия  сериации  и классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления всё более активно включается речь. Использование ребёнком (вслед за  взрослым)  слова  для  обозначения  существенных  признаков  предметов  и явлений приводит к появлению первых понятий.

Речевые  умения  детей  позволяют  полноценно  общаться  с  разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми).

Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и  слова.  Овладение  морфологической  системой  языка  позволяет  им  успешно образовывать  достаточно  сложные  грамматические  формы  существительных, прилагательных,  глаголов.  В  своей  речи  старший  дошкольник  всё  чаще использует  сложные  предложения  (с  сочинительными  и  подчинительными связями).  В  6—7  лет  увеличивается  словарный  запас.  В  процессе  диалога ребёнок  старается  исчерпывающе  ответить  на  вопросы,  сам  задаёт  вопросы, понятные  собеседнику,  согласует  свои  реплики  с  репликами  других.  Активно развивается  и  другая  форма  речи  —  монологическая.  Дети  могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. Важнейшим итогом развития  речи  на  протяжении  всего  дошкольного  детства  является  то,  что  к концу этого периода речь становится подлинным средством как общения, так и

познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.

К  концу  дошкольного  детства  ребёнок  формируется  как  будущий самостоятельный  читатель.  Тяга  к  книге,  её  содержательной,  эстетической  и формальной сторонам — важнейший итог развития дошкольника-читателя. Музыкально-художественная  деятельность  характеризуется  большой самостоятельностью.  Развитие  познавательных  интересов  приводит  к стремлению  получить  знания  о  видах  и  жанрах  искусства  (история  создания музыкальных  шедевров,  жизнь  и  творчество  композиторов  и  исполнителей).

Дошкольники  начинают  проявлять  интерес  к  посещению  театров,  понимать ценность произведений музыкального искусства.

В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно  следовать  к  своей  цели,  преодолевая  препятствия  и  не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать всё, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся  похожи  на  реальный  предмет,  узнаваемы  и  включают  множество деталей.  Совершенствуется  и  усложняется  техника  рисования,  лепки, аппликации.

Дети  способны  конструировать  по  схеме,  фотографиям,  заданным  условиям,  собственному  замыслу  постройки  из  разнообразного  строительного материала,  дополняя  их  архитектурными  деталями;  делать  игрушки  путём складывания  бумаги  в  разных  направлениях;  создавать  фигурки  людей, животных,  героев  литературных  произведений  из  природного  материала.

Наиболее  важным  достижением  детей  в  данной  образовательной  области является овладение композицией.

ПРИМЕРНАЯ (КОМПЛЕКСНАЯ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Детство»    под редакцией»  под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др., _ СПб, ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2014 г., разработанной на основе и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Цель  программы  –  создать  каждому  ребенку  в  детском  саду возможность  для  развития  способностей,  широкого  взаимодействия  с  миром, активного практикования  в  разных  видах  деятельности,  творческой самореализации.  Программа  направлена  на  развитие самостоятельности, познавательной  и  коммуникативной  активности,  социальной  уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

Это станет возможно, если взрослые будут нацелены на:

  развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

  создание  условий  развития  ребенка,  открывающих  возможности  для его позитивной  социализации,  личностного  развития,  развития  инициативы  и творческих  способностей  на  основе  сотрудничества  со  взрослыми  и сверстниками и в соответствующих возрасту видах деятельности;

  создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Программа  Детство  2014,  разработанная  на  основе  ФГОС  дошкольного образования, ориентирована на:

  охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

  обеспечение  равных  возможностей  для  полноценного  развития  каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

  обеспечение  преемственности  целей,  задач  и  содержания  образования, реализуемых  в  рамках  образовательных  программ  дошкольного  и начального общего образования;

  создание  благоприятных  условий  развития  детей  в  соответствии  с их возрастными  и  индивидуальными  особенностями  и  склонностями, развития  способностей  и  творческого  потенциала  каждого  ребёнка  как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

  объединение  обучения  и  воспитания  в  целостный  образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и  принятых  в обществе правил и  норм  поведения  в интересах человека, семьи, общества;

  формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных,  эстетических,  интеллектуальных,  физических  качеств, инициативности,  самостоятельности  и  ответственности  ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;

  обеспечение  вариативности  и  разнообразия  содержания  Программ  и организационных  форм  дошкольного  образования,  возможности формирования  Программ  различной  направленности  с  учётом образовательных потребностей и способностей детей;

  формирование  социокультурной  среды,  соответствующей  возрастным, индивидуальным,  психологическим   и  физиологическим  особенностям детей;

  обеспечение  психолого-педагогической  поддержки  семьи  и  повышения компетентности  родителей  (законных  представителей)  в  вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Приоритетными задачами развития и воспитания детей являются:

  укрепление  физического  и  психического  здоровья  ребенка,  формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;

  целостное  развитие  ребенка  как  субъекта  посильных  дошкольнику  видов деятельности;

  обогащенное  развитие  ребенка,  обеспечивающее  единый  процесс социализации–индивидуализации  с  учетом  детских  потребностей, возможностей и способностей;

  развитие  на  основе  разного  образовательного  содержания  эмоциональной отзывчивости,  способности  к  сопереживанию,  готовности  к  проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;

  развитие  познавательной  активности,  любознательности,  стремления  к самостоятельному  познанию  и  размышлению,  развитие  умственных способностей и речи ребенка;

  пробуждение  творческой  активности  и  воображения  ребенка,  желания включаться в творческую деятельность;

  органическое  вхождение  ребенка  в  современный  мир,  разнообразное взаимодействие  дошкольников  с  различными  сферами  культуры:  с изобразительным  искусством  и  музыкой,  детской  литературой  и  родным языком, экологией, математикой, игрой;

  приобщение  ребенка  к   культуре  своей  страны  и  воспитание  уважения  к другим народам и культурам;

  приобщение  ребенка  к  красоте,  добру,  ненасилию,  ибо  важно,  чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.

Содержание  программы  «Детство»  человекоориентированно  и направлено воспитание гуманного отношения к миру (В.И. Логинова). Оно  выстроено  в  соответствии  с  актуальными  интересами  современных дошкольников  и  направлено  на  их  взаимодействие  с  разными  сферами культуры:  с  изобразительным  искусством  и  музыкой,  детской  литературой  и родным  языком, миром  природы, предметным и  социальным  миром,  игровой, гигиенической, бытовой и двигательной культурой. Такое широкое культурно-образовательное содержание становится основой для развития познавательных и творческих способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов детей на разных ступенях дошкольного детства.

Доступное  содержание  культуры  раскрывается  дошкольнику  в  своем объектном,  ценностном,  и  деятельностно-творческом  выражении.  В  каждом разделе  программы  предусматривается действие  общего  механизма: происходит увлекательное знакомство детей с характерными для той или иной области  культуры  объектами,  освоение  в  разнообразной  деятельности познавательных,  практических,  речевых  и  творческих  умений,  позволяющих ребенку  проявить  в  меру  своих  индивидуальных  возможностей самостоятельность  и  творческую  активность,  создаются  условия  для эмоционального  принятия детьми соответствующих моральных и эстетических ценностей.  В результате  дошкольник  приобретает  необходимый  личный социокультурный  опыт,  который  становится  фундаментом  полноценного развития и готовности к школе.

Принципы  программы -

  полноценного  проживания  ребёнком  всех  этапов  детства  (младенческого, раннего  и  дошкольного  возраста),  обогащение   (амплификация)  детского развития;

  построения  образовательной  деятельности  на  основе  индивидуальных особенностей  каждого  ребенка,  при  котором  сам  ребенок  становится активным в выборе  содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;

  содействия  и  сотрудничества  детей  и  взрослых,  признания  ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

  сотрудничества с семьёй;

  приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

  формирования  познавательных  интересов  и  познавательных  действий ребенка в различных видах деятельности;

  возрастной адекватности дошкольного  образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

  учёта этнокультурной ситуации развития детей

Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

ПАРЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

(ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ)

Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста.

И. Каплунова, К Новоскольцева

Цель программы – музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности (плясок, игр, хороводов).

Задачи программы:

1. Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.

2. Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей).

3. Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.

4. Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.

5. Развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни).

6. Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.

Методические принципы:

1. Создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощено.

2. Целостный подход в решении педагогических задач.

3. Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания..

4. Соотношение музыкального материала с природным, народным, светским и, частично, историческим календарем.

5. Принцип партнерства - встреча детей с улыбкой, радостно, приветливо, доброжелательно.

6. Принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве

Программа "Ладушки" обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка:

а) эстетическое — развивается чувство прекрасного, эмоциональная отзывчивость, прививается любовь к народному творчеству;

б) умственное — развивается память, внимание, кругозор, воображение, речь, мышление;

в) нравственное — формируется дружелюбие, активность и самостоятельность.

Толстикова О.В. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2013г.

Образовательная программа «Мы живем на Урале»О.В. Толстиковой составлена с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста.

Образовательная программа разработана с целью конкретизации подходов к определению целей, содержания, целевых ориентиров, определенных с учетом региональной специфики, необходимых для проектирования содержания вариативной части (части, формируемой участниками образовательных отношений) образовательной программы дошкольного образования, для осуществления перспективного и календарного планирования образовательной работы с детьми (рабочей программы, как компонента основной образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением самостоятельно).

В образовательной программе:

  • определены основные принципы, цели и задачи образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, с сохранением для взрослого (педагога, родителей) пространства для творчества, возможности учета индивидуальных особенностей и интересов современного ребенка;
  • представлено содержание программы, направленное на обеспечение развития личности современного ребенка, его социализации при сохранении этнической самоценности; компонентами содержания становятся толерантность, гражданственность и этнотолерантность, которые могут  форми­роваться целенаправленно средствами вхождения ребенка в культуру;
  • описаны вариативные формы, способы, методы и средства реализации образовательной программы;
  • определены планируемые результаты освоения ребенком образовательной программы как целевые ориентиры для взрослых;
  • определены подходы к конструированию интерактивной предметно-развивающей среды, способствующей развитию и саморазвитию ребенка дошкольного возраста.

Образовательная программа создана с опорой на лучшие традиции российского дошкольного образования, что нашло свое отражение в содержании основных направлений (образовательных областей) развития детей, обозначенных в ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие, а также с учетом климатических, демографических условий, национально-культурных традиций народов Среднего Урала.

Основные компоненты содержания образовательной программы:

  • ознакомление с природой и культурой родного края и приобщение к народным традициям;
  • формирование знаний о своей национальной принадлежности;
  • учет региональных (природных, географических, производственных и т.д.) и этнических особенностей;
  •  использование средств народного воспитания (устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство и т.д.).

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

 С СЕМЬЯМИ ДЕТЕЙ

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.

Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.

Задачи взаимодействия ДОУ с семьей:

  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
  • оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;
  • поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Образовательные области

(направления развития)

Формы работы с родителями

(совместной партнерской деятельности)

Социально-коммуникативное развитие

  • Совместное оформление участка
  • Буклеты, памятки
  • Субботники
  • Тренинги
  • Родительские собрания
  • Консультации
  • Проектная деятельность
  • Мастер-класс

Физическое развитие

  • Анкетирование
  • Консультации
  • Праздники, развлечения
  • Соревнования
  • Стенды
  • Буклеты, памятки
  • Мастер-классы
  • День открытых дверей
  • Профилактика простудных заболеваний
  • Конкурсы и выставки
  • Фотовыставки
  • Создание журналов, газет
  • Проекты

Познавательное развитие

  • Проекты
  • Мастер-класс
    • Помощь в создании предметно-простран-ственной среды
  • Встреча с интересными людьми
  • Конкурсы, выставки

Речевое развитие

  • Информирование родителей о содержании деятельности ДОУ по развитию речи, их достижениях и интересах
  • Речевые мини-центры для взаимодействия родителей с детьми в условиях ДОУ
  • Аудиозаписи детской речи (описательные, творческие рассказы, интересные высказывания и т.п.)
  • Собеседование с ребёнком в присутствии родителей
  • Открытые мероприятия с детьми для родителей
  • Посещение культурных учреждений при участии родителей (театр, библиотека, выставочный зал и др.)
  • Организация партнёрской деятельности детей и взрослых по выпуску семейных газет и журналов
  • Создание продуктов творческой  художественно-речевой деятельности (тематические альбомы с рассказами и т.п.)
  • Совместные досуги, праздники, литературные вечера

Художественно-эстетическое развитие

  • Совместные досуги, праздники, музыкальные и литературные вечера
  • Организация совместных выставок
  • Игровые семейные конкурсы, викторины
  • Конкурсы семейных рисунков, поделок, др. творческих работ

Формы работы (взаимодействия) с родителями

Функции совместной партнерской деятельности Формы работы (взаимодействия) с родителями
Нормативно-правовая деятельность

- знакомство родителей с локальной нормативной базой ДОУ;

- участие в принятии решений по созданию условий, направленных на  развитие ДОУ;

- вовлечение семьи в управление ДОУ: планирование (учет особых интересов семьи, персонала и дру­гих членов местного сообщества; опора на размышления родителей на процесс развития детей, о своей работе, педагогических знани­ях и практическом и жизненном опыте; получение у родителей информации об их специальных знаниях и умениях и использование их в организации образовательной деятельности, при ее планировании; получение у родителей информации об их ожиданиях в отношении их ребенка и использование этой информации для выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка, отражая ее в рабочих программа, перспективных, календарных планах), организацию образовательного процесса, оценку результата освоения детьми образовательной программы (участие в диагностике)

Информационно-консультативная деятельность

- определение и формулирование социального заказа родителей, определение приоритетов в содержании образовательного процесса;

- анкетирование, опрос родителей, для выявления области специальных знаний и умений родителей и их желания участво­вать в жизни группы, ДОУ;

- информационные стенды для родителей;

- подгрупповые и индивидуальные консультации;

- интернет Сайт ДОУ;

- презентация достижений;

- предоставление родителям письменной ин­формации, призванной направлять их участие в образовательном процессе;

- информация родителям о целях, задачах, прогнозируемом результате, образовательных достижениях каждого ребенка, его личностном росте, о планах развития (как долгосрочных, так и краткосрочных);

- информация родителям о развитии детей и о том, как родители могут в этом помочь детям дома;

- обеспечение ресурсами, которые родители могут ис­пользовать для того, чтобы расширить и дополнить образовательную деятельность, проводимую в группе детского сада;

- организация интерактивных семинаров, моделирование ре­шения проблем/задач, мастер-классов и др.;

- общение с родителями для  того, чтобы узнать, какие цели родители ставят для сво­их детей

Просветительская деятельность

- лекции специалистов ДОУ, приглашенных консультантов;

- библиотечка для родителей;

- педагогическая гостиная;

- совместная разработка учебных пособий и дидактических игр;

- круглые столы, конференции с участием родителей, представителей общественных, научных организаций;

- информационные буклеты по заявленным родителями проблемам;

- форум на сайте ДОУ;

- единый и групповой стенды;

- самиздатовская печатная продукция (газеты, журналы, книги, календари и пр.);

- плакаты различной тематики (противопожарная, санитарная, гигиеническая, психолого - педагогическая и др.);

- папки, листовки, памятки, буклеты, бюллетени;

- стеллажи для демонстрации детских работ по лепке и небольших конструкций;

Практико-ориентированная  методическая деятельность

- дни открытых дверей;

- практические семинары;

- открытые занятия;

- детско-родительские проекты;

- выставки;

- смотры-конкурсы;

- ПМПк

Культурно-досуговая деятельность

- физкультурно-спортивные мероприятия;

- акции;

- музыкальные праздники;

- день ребенка, семьи, детского сада, группы и т.д.;

- экскурсии, игровые семейные конкурсы, викторины

Индивидуально-ориентированная деятельность

- дневник достижений;

- специальные тетради с печатной основой;

- приглашение членов семей для знакомства с миссией, целями,  с программой, методологией и порядком работы ДОУ,  предоставляя им локальные акты, психолого-педагогические материа­лы и проводя презентации в дни открытых дверей;

- проведение собеседований один на один с родителями ребенка для обсуждения достижений и трудностей в развитии ре­бенка, а также для получения информации об ожиданиях, целях, опасениях и потребностях родителей;

- отчеты об успехах каждого ребенка;

- сбор портфолио каждого ребенка, в котором на­капливают письменную информацию и образцы продуктов детского творчества;

- выяснение мнения родителей относительно крите­риев оценки результата образовательного процесса;

- включение родителей в оценку результата образовательного процесса, своего участия «вклада» в процесс воспитания и развития ребенка;

- обсуждение практических вопросов воспитания и разви­тия детей для того, чтобы обеспечить для детей преемст­венность и последовательность действий взрослых;

- организация вечеров для родителей с обсуждением, спо­собствующих обмену обычаями и практикой воспитания детей;

- конкурсы семейных рисунков;

- коллективные творческие дела;

- создание, сопровождение портфолио детских достижений;

- работа с картой индивидуального маршрута ребенка;

- реализация индивидуальных программ развития ребенка, в том числе – одаренного;

- организация вернисажей, выставок детских работ

web-chitalka.com